Проект ШТЗ и Формирование здоровьесберегающей среды в учреждении общего среднего образования

Проект "Школа - территория здоровья"

 

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Наименование проекта

«ШКОЛА - ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»

Место реализации проекта

Государственное учреждение образования

«Хорская средняя школа»

Главная идея проекта

Организация совместной деятельности педагогов и обучающихся, родителей, а также других заинтересованных организаций в сохранении здоровья, направленной на оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в учреждении условий для сохранения и укрепления здоровья, формировании культуры здорового образа жизни

Сроки реализации проекта

2023/2024 учебный год

Участники проекта

Учителя, администрация, технический персонал, медицинская служба, родители, ученики школы

Принципы

§  Культурологический подход: приобщение обучающихся к культуре гигиены.

§  Деятельный подход: игровой, творческий.

§  Дифференциация: учет специфических позиций детей, учет их физического развития.

§  Комплексный подход: использование профилактических и оздоровительных технологий.

Информационное обеспечение проекта

Сайт учреждения  и информационный стенд.

 

 

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Профилактический проект «Школа – территория здоровья» (далее – проект) разработан в целях реализации мероприятий государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь», утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 14.03.2016 № 200.

Проект предусматривает реализацию структурированного и систематического плана действий, нацеленных на улучшение здоровья, благополучия и развития социального потенциала всех обучающихся. Среда учреждения образования рассматривается как важная область для укрепления здоровья и получения знаний о здоровье.

 

  1. ОБОСНОВАНИЕ И АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

За последние десятилетия произошли значительные сдвиги в состоянии здоровья детей и подростков, характеризующиеся ростом распространенности функциональных расстройств и хронических болезней, ухудшением показателей физического развития, увеличением распространенности поведенческих факторов риска. Неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья детей и подростков приводят к таким негативным социальным последствиям, как неготовность к школьному обучению, ограничения профессиональной пригодности и к службе в армии, нарушения формирования и реализации репродуктивного потенциала и др.

К основным школьно-обусловленным факторам риска формирования здоровья обучающихся относятся неполноценное питание, недостаточная двигательная активность организма с ограничением темпа и объёма движений, несоблюдение гигиенических нормативов режима учебы и отдыха, сна и пребывания на воздухе.

Наиболее агрессивными факторами, которые на современном этапе значимо влияют на формирование здоровья обучающихся, являются: высокий объем учебных и внеучебных нагрузок, интенсификация процесса обучения, а также дефицит времени для усвоения информации. Эти психотравмирующие факторы в сочетании с уменьшением продолжительности сна и прогулок, снижением физической активности оказывают выраженное стрессорное воздействие на развивающийся организм.

Отмечается увеличение в динамике обучения частоты встречаемости функциональных отклонений сердечно-сосудистой системы, эндокринно-обменных расстройств, нарушений зрения, в основном миопии. Этот процесс только усугубляется к завершению обучения в школе.

Значимой причиной ухудшения состояния здоровья обучающихся является также несознательное и безответственное отношения к своему здоровью, что указывает на недостаточную эффективность гигиенического обучения и воспитания по формированию у детей и подростков умений и навыков здорового образа жизни.

Среди подростков в современных условиях нашли широкое распространение рисковые (протестные) формы поведения: курение, алкоголь, наркотики, ранняя сексуальная активность, т.е. те факторы, которые ВОЗ рассматривает как ключевые индикаторы здоровья.

Школа – это учреждение, в котором деятельность по охране здоровья обучающихся и формированию у них мотивации к ведению здорового образа жизни дополняет образовательные задачи и должна стать не менее приоритетной.

Очевидно, что возможности школ в деле сохранения и укрепления здоровья обучающихся не ограничиваются введением в образовательную программу уроков, посвященных здоровому образу жизни. Учреждения образования обладают огромным потенциалом, который нужно стремиться реализовать в полном объеме. Мероприятия должны реализовываться без ущерба образовательному процессу.

Целевой группой, для которой разработан данный проект, являются все обучающиеся государственного учреждения образования «Хорская средняя школа», так как формирование ответственного поведения, заинтересованность в собственном здоровье, мотивация к ведению здорового образа жизни актуальны для всех.

Проектом предусмотрены как общие мероприятия для всех обучающихся, так и с учетом возрастных категорий, а также «групп риска», т.е. обучающихся, уже имеющих нарушения состояния здоровья.

Цель проекта: создание модели здоровьесберегающей образовательной среды учреждения путем интеграции педагогических, информационных, интеллектуальных и материально-технических ресурсов.

Задачи:

  • Создать условия для повышения компетентности обучающихся в вопросах здоровья и здорового образа жизни и формирования у обучающихся устойчивой мотивации вести здоровый образ жизни;
  • Создать систему содержательного, информационного, материально – технического обеспечения агитационной и пропагандистской ра­боты по приобщению подрастающего поколения, педагогов, законных представителей, обучающихся к здоровому образу жизни;
  • Создать в учреждении   оптимальный двигательный режим для обучающихся с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развивать потребность в занятиях физической культурой и спортом;
  • Укрепление связей с родителями, активное их привлечение к работе по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

 

  1. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА           
  2. 1.Функции медицинской службы:
  • анализ состояния здоровья обучающихся и факторов его формирующих;
  • работа по формированию у детей потребности в здоровом образе жизни;
  • обеспечение динамического медицинского наблюдения за условиями обучения и воспитания учащихся;
  • профилактическая работа по сохранению здоровья учащихся с законными представителями ребенка, педагогическим коллективом;
  • совместно с администрацией разработка плана мероприятий по здоровьесбережению и его реализация в учреждения образования;
  • совместно с центром гигиены и эпидемиологии участие в мероприятиях по формированию здоровьесберегающей среды, соблюдению в учреждении санитарных норм, правил и гигиенических нормативов.
  1. Функции администрации:
  • общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;
  • общее руководство и контроль за организацией горячего питания обучающихся в учреждении;
  • организация преподавания вопросов сбережения здоровья человека на учебных и факультативных занятиях;
  • организация и контроль учебных, факультативных занятий, спортивных секций по физической культуре и здоровью;
  • обеспечение работы спортивного зала во внеурочное время и во время каникул;
  • разработка системы внеклассных мероприятий в шестой школьный день по укреплению физического здоровья обучающихся и ее контроль;
  • организация работы классных руководителей по программе сбережения здоровья и ее контроль;
  • организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;
  • обеспечение материально-технической базы для формирования здоровьесберегающей среды.
  1. Функции классного руководителя:
  • санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в учреждении;
  • организация и проведение в детском коллективе мероприятий по профилактике:

-  частых заболеваний учащихся;

- детского травматизма на дорогах;

- наркомании, токсикомании, табакокурения;

  • организация и проведение профилактических работы с родителями;
  • организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГАИ, КДН, медработниками, наркологами;
  • организация и проведение:

- внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, конкурсы и др.) в рамках программы здоровьесбережения;

- исследования уровня физического и психофизического здоровья обучающихся;

- диагностика уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.

4.Функции законных представителей несовершеннолетних обучающихся:

  • создание здоровьесберегающей среды в домашних условиях;
  • позиционирование родителями здоровьесберегающего образа жизни;
  • формирование в семье положительной мотивации к здоровьесбережению и ответственности за свое здоровье;
  • обеспечение своевременности медицинских осмотров и оздоровления детей;                                                                                          
  • взаимодействие с педагогическими работниками в вопросах сохранения и укрепления здоровья учащихся
  • поддержка обучающихся и помощь им в неблагоприятных психотравмирующих ситуациях в УО.
  1. Функции обучающихся:
  • систематическое повышение уровня знаний по оценке и сохранению здоровья и соотнесение его с собственным опытом;
  • формирование мотивации и самостоятельный выбор в пользу здорового образа жизни;
  • самовоспитание стойких навыков и привычек по соблюдению правил личной и общественной гигиены;
  • выработка навыков общения, помогающих налаживать отношения, разрешать конфликты, отстаивать свои права.

 

  1. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

    Первый этап: Подготовительный (сентябрь 2023г.)

  1. Оценка и анализ состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в учреждении.
  2. Подготовка программно-методического обеспечения.
  3. Психолого-педагогическая подготовка кадрового состава.
  4. Организация взаимодействия с медицинскими и другими учреждениями города для реализации проекта «Школа – территория здоровья»

 

    Второй этап: Практический (2023-2024 уч. год).

  1. Проведение заседаний Педагогического совета учреждения;
  2. Посещение и взаимопосещение учебных и факультативных занятий,
  3. Создание методической копилки опыта;
  4. Мониторинг состояния здоровья учащихся и морально-психологического климата в учреждении;
  5. Сбор статистики о динамике развития мотивации к обучению;
  6. Контроль за организацией образовательного процесса, распределением учебной нагрузки, объемом домашних заданий, внешкольной образовательной деятельностью учащихся в свете формирования здорового образа жизни.
  7. Коррекция проекта «Школа – территория здоровья» по итогам реализации.

 

    Третий этап: Обобщение и оценка результатов деятельности (май 2024 г.).

  1. Анкетирование родителей, обучающихся, педагогов на предмет удовлетворённости результатами реализации проекта.
  2. Сравнение медицинских показателей состояния здоровья учащихся до и после реализации проекта «Школа – территория здоровья»
  3. Мониторинг сформированности ценностных ориентаций у учащихся учреждения на здоровый образ жизни.
  4. Обсуждение итогов реализации проекта «Школа – территория здоровья» в коллективе педагогов, родителей, учащихся.
  5. Публикации, распространение опыта.

 

  1. МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

По завершении этапа проектирования управленческих решений наступает этап их исполнения. При этом работникам учреждения необхо­димо знать, какие результаты должны быть получены в ходе их деятельности по реализации решений, направленных на обеспечение здоровьесбережения детей и подростков.

Для этого нами создана прогнозируемая модель личности обучающегося:

Модель выпускника

первой ступени общего среднего образования

Модель выпускника

второй ступени общего среднего образования

Модель выпускника

третьей ступени общего среднего образования

§  знание основ личной, гигиены, выполнение правил гигиены;

§  владение основами личной гигиены и здорового образа

§  знание основ строения и функционирования организма человека;

§  знание изменений в организме человека в пубертатный период;

§  умение оценивать свое физическое и   психическое состояние;

§  знание влияния алкоголя, курения, наркомании на здоровье человека;

§  поддержание физической формы;

§  телесно-мануальные навыки, связанные с укреплением силы, выносливости, ловкости;

§  гигиена умственного труда

§  стремление к самосовершенствованию, саморазвитию и профессиональной пригодности через физическое совершенствование и заботу о своем здоровье;

§  убеждение в пагубности для здоровья и   дальнейшей жизни вредных привычек;

§  знание различных оздоровительных систем;

§  умение поддерживать здоровый образ жизни, индивидуальный для каждого человека;

§  способность вырабатывать индивидуальный образ жизни;

§  гигиена умственного труда.

 

  1. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

    В результате реализации мероприятий проекта планируется достигнуть:

  • повышения уровня знаний по вопросам здорового образа жизни, профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний (определение путем проведения социологического исследования (анкетирования);
  • повышения доли подростков, ведущих здоровый образ жизни (определение методом проведения социологического исследования (анкетирования);
  • улучшения показателей здоровья;
  • снижение заболеваемости гриппом и ОРВИ;
  • отсутствие динамики распространенности школьнообусловленных болезней (по нарушениям остроты зрения, осанки);
  • увеличение численности обучающихся, у которых на основании данных профилактических осмотров регистрируются благоприятные изменения в показателях комплексной оценки состояния здоровья;
  • индикаторами мониторинга состояния здоровья всех обучающихся будет служить оценка состояния здоровья всех обучающихся: воспитанников дошкольных групп и учащихся 1-11 классов;

 

  1. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА

     Эффективность проекта в целом оценивается по следующим критериям:

  • соответствие разработанного плана фактическому выполнению;
  • благоприятные изменения показателей здоровья;
  • соответствие показателей образовательной среды существующим нормам.

 

  1. БАЗОВЫМИ КОМПОНЕНТАМИ НА ВСЕХ СТУПЕНЯХ ЯВЛЯЮТСЯ:
  • формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни;
  • формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма;
  • формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта;
  • формирование основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.

 

9.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОЕКТА

Медицинское направление предполагает:

  • создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей и формирование их здоровья:
  • составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований;
  • проведение физкультминуток, динамических перемен;
  • гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом расписания, режима дня;
  • четкое отслеживание санитарно - гигиенического состояния учреждения;
  • планомерная организация питания учащихся;
  • проведение обязательного медицинского обследования.

Просветительское направление предполагает:

  • организацию деятельности с учащимися по профилактике табакокурения, вейпинга, алкоголизма, наркомании;
  • организацию деятельности с родителями по профилактике табакокурения, вейпинга, алкоголизма, наркомании;
  • пропаганда здорового образа жизни (тематические классные часы, лекции, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции; совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма; пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, основы безопасности жизнедеятельности, физической культуры и здоровья).

Психолого-педагогическое направление предполагает:

  • использование здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности;
  • предупреждение проблем развития ребенка;
  • обеспечение адаптации на разных этапах обучения;
  • развитие познавательной и учебной мотивации;
  • формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля;
  • совершенствование психолого - медико - педагогической деятельности;
  • организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся.

Спортивно-оздоровительное направление предполагает:

  • организацию спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу;
  • привлечение системы объединений по интересам, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся;
  • широкое привлечение учащихся, родителей, социальных партнёров учреждения к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.

Диагностическое направление предполагает:

  • проведение мониторинга за состоянием здоровья обучающихся;
  • анализ адаптации учащихся 1, 5, 10 класса.
  • режим дня, бытовые условия;
  • внешкольная занятость дополнительными занятиями.

 

10.РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОГРАММЫ:     

       

  1. Убеждение обучающихся ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, соблюдать режим труда и отдыха школьника.
  2. Посильные домашние задания, которые должны составлять не более одной трети выполняемой работы в классе.
  3. Контроль над сменой видов деятельности школьников в течение дня, чему способствует удобное расписание уроков.
  4. Проведение ежедневной влажной уборки, проветривание классных помещений на переменах, озеленение классных помещений комнатными растениями.
  5. Ежемесячное проведение генеральных уборок классных помещений.
  6. Обеспечение каждого учащегося горячим питанием в столовой.
  7. Контроль условий теплового режима и освещённости классных помещений.
  8. Привлечение учащихся к занятиям во внеурочное время в спортивных секциях, действующих в учреждении и вне его.
  9. Обучение детей правильному отношению к собственному здоровью проведение бесед, воспитательных часов с учётом возрастных особенностей детей с привлечением родителей и социальных партнеров.
  • Создание комфортной атмосферы в учреждении и классных коллективах, толерантных отношений всех участников образовательного процесса.
  • Обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи навыкам выживания в экстремальных условиях.

                                                                         

11.ФОРМЫ РАБОТЫ:

1.Учет состояния детей:

  • анализ состояния здоровья (результаты медицинского обследования);
  • определение группы здоровья и группы для занятий физической культурой и здоровьем;
  • учет посещаемости занятий (анализ заболеваемости);
  • контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.

2.Физическая и психологическая разгрузка учащихся:

  • организация работы спортивных секций, кружков, клубов;
  • индивидуальные занятия;
  • дни здоровья;
  • физкульминутки для учащихся при проведении учебных занятий;
  • организация оздоровления обучающихся.
  1. Образовательный процесс и внеклассная работа:
  • праздники, развлечения, занятия физкультурно-оздоровительной направленности в младших классах;
  • открытые уроки учителей физической культуры и здоровья, основ безопасности жизнедеятельности;
  • открытые классные и общешкольные мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности, спортивные секции: баскетбол, волейбол, футбол, легкая атлетика, шашки и шахматы, настольный теннис в среднем и старшем звене школы.
  •  

12.ФОРМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ:

  • Публичные отчеты рабочей группы (промежуточный, итоговый).
  • Программы, методические рекомендации по формированию ЗОЖ
  • Фото - и видеоотчеты о проведенных мероприятиях