Игра-путешествие «Конституцию должен знать каждый»

Игра-путешествие «Конституцию должен знать каждый»

Цель:

  1. Воспитание правовой культуры личности, воспитание гражданственности и патриотизма, правовой ответственности.

Задачи:

  1. содействовать формированию познавательного интереса, творческой активности обучающихся, умение использовать дополнительную литературу (развивать умение систематизировать изученный материал, умение анализировать, сопоставлять факты и делать логические выводы).
  2. развивать основные компетенции: социальную и коммуникативную (работа в группах), информационную (умение добывать информацию в разных источниках, умение работать с документами).
  3. воспитывать чувство патриотизма; правовой культуры личности. 

Оборудование: Конституция Республики Беларусь, «Закон о правах ребёнка».

Форма проведения: учебно-игровое занятие

Я родным краем ганаруся

І ведаю — я не адзін.

Я грамадзянін Беларусі,

Зямлісваёй адданы сын.

Усё, што тут, — маё па праву,

Свой лёс з Айчынаю дзялю.

Я нашу родную дзяржаву

Як маці мілую люблю.

І пашпарт беражна трымаю

Як пропуск у шчаслівы дзень.

І над маім жыццём лунае

Надзеі радасны прамень.

Добрый день дорогие друзья. Мы рады видеть Вас. Наша встреча посвящена особой дате. 15 марта вся страна отмечает День Конституции Республики Беларусь.

Введение в тему.

- Давным-давно, тысячи лет назад на земле появились первые люди. Одновременно с ними возникли главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? На что они имеют право и на что не имеют? Что они обязаны делать и чего не обязаны? Как только решились эти вопросы, появились законы.

- Что же такое закон? (Закон – это правила, которые устанавливает государство)

- Законы бывают разные.

- А как же называется главный, основной закон страны?

- Конституция.

Любой основной закон силен, прежде всего, своим реальным воплощением в жизни, он реализуется в каждодневных делах страны. Соблюдать Конституцию, как основной закон страны – патриотический долг каждого из нас.

Конституция является Основным законом государства и занимает важнейшее место среди источников права. Слово «конституция» латинского происхождения, constituo означает установление, строение. Конституция установила новую – президентскую форму правления, в результате чего главой государства и исполнительной власти стал Президент.

На основе Конституции Республики Беларусь сегодня действует вся система государственного устройства: Президент издаёт декреты, указы, Парламент принимает законы, Правительство – постановления, местные Советы депутатов – решения.

Конституция Республики Беларусь – Основной Закон нашего государства. Это главные правила, которые установили для себя граждане Республики Беларусь.

Все другие законы и правила, действующие в нашей стране, не должны противоречить Конституции.

Что записано в Конституции?

Во-первых, в Конституции определено устройство нашего государства (Республика Беларусь - унитарное демократическое социальное правовое государство).

Во-вторых, провозглашено, что высшая ценность государства – человек. Это относится и к тебе, и к твоим друзьям, и к твоим родителям, и ко всем остальным гражданам нашей страны. Государство обязано делать все возможное для блага граждан.

В-третьих, перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, определено, что можно делать, а чего нельзя.

Права и свободы

Конституция провозглашает права и свободы человека. Например, каждый имеет право на жизнь, на охрану здоровья, на образование и другие права. Но пользоваться своими правами нужно так, чтобы не нарушать права и свободы других людей. И если действия человека угрожают общественному порядку, национальной безопасности, правам и свободам других людей, то его собственные права и свободы могут быть ограничены.

Конституция о Президенте Республики Беларусь

Отдельная глава нашей Конституции посвящена Президенту Республики Беларусь, который является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. В Конституции также говорится о том, кто может стать Президентом, как и на какой срок он избирается.  За всю историю развития Беларуси действовало 5 Конституций: 1919г., 1927 г., 1937 г., 1978 г., 1994 г. Последняя Конституция была принята 15 марта 1994 г.

На основании референдумов 1996 ,2004,2022 гг. в неё были внесены изменения и дополнения. В Республике Беларусь действует Конституция 1994 года с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года, 17 октября 2004 года и 27 февраля 2022 года.

Викторина.

  • Когда была принята Конституция Республики Беларусь?

Правильный ответ: 15 марта 1994 года.

  • Сколько разделов содержит Конституция Республики Беларусь?

Правильный ответ: Девять.

  • Государственным языком в Республике Беларусь является?

Правильный ответ: Белорусский и русский языки

  • Сколько Конституций действовало в Республике Беларусь?

Правильный ответ: Пять (1919, 1927, 1937, 1978, 1994)

  • Назовите форму государственного устройства Республики Беларусь?
  • Правильный ответ: Унитарное демократическое социальное правовое государство
  • Всемирный день ребенка празднуется …..

Правильный ответ: 1 июня

  • День Независимости Республики Беларусь?

Правильный ответ: 3 июля

  • Какой документ имеет высшую юридическую силу в Республике Беларусь?

Правильный ответ: Конституция Республики Беларусь

  • Срок полномочий Президента Республики Беларусь?

Правильный ответ: 5 лет

  • До какого возраста ребенок считается несовершеннолетним?

Правильный ответ: До 18 лет

 

 «10 фактов о Конституции Республики Беларусь»

Права человека! Права ребенка! Эти фразы прочно вошли в нашу жизнь и прижились в нашем обществе. Но еще звучат реплики, что мы не знаем своих прав, что они не выполняются, что не все понимают значимость этих юридических норм. Человек должен с детства расти с прочным пониманием необходимости знаний своих прав, обязанностей и прав других людей, чтобы его действия не наносили вред другим.

- В Конституции отражены права и обязанности граждан Республики Беларусь, о которых мы и будем говорить и постараемся их не только запомнить, но и всегда соблюдать.

- Что же обозначает слово право? Слово обязанность? Какие права есть у граждан Республики Беларусь? А обязанности?

Закон о правах ребёнка.

Дети – особый народ. И для них составлены свой особый закон – Закон о правах ребёнка (учитель показывает документ).

Все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных наций.

Давайте вспомним, какие права имеют дети.

  • Право на жизнь
  • Право на имя при рождении
  • Право на медицинскую помощь
  • Право на образование
  • Право на отдых и досуг
  • Право иметь имущество
  • Право свободно выражать свои взгляды
  • Право на свободное перемещение
  • Право на заботу и воспитание родителями
  • Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства
  • Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки
  • Право на труд

Государство следит за тем, чтобы все окружающие, в том числе родители, родственники, а также знакомые и незнакомые люди не причиняли вред детям. Каждый ребёнок должен знать свои права. Но не менее важно помнить о том, что кроме прав, у каждого человека есть и обязанности.Ребята, статья 29 Конвенции прав человека гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности.

- Что такое обязанности(Круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения).

- А откуда вы это знаете обязанности школьника ? (Устав школы)

- Давайте с вами обозначим некоторые из обязанностей школьника!

  • Уважать права, честь и достоинство всех участников;
  • Прилежно учиться;
  • Иметь аккуратный вид;
  • Соблюдать правила техники безопасности;
  • Беречь школьное здание, оборудование;
  • Придерживаться общепринятых правил поведения;
  • Умножать и развивать лучшие традиции коллектива, беречь честь школы.

 Сейчас я прочитаю обязанности, которые записаны в Законе о правах ребёнка.

Обязанности детей:

  • - соблюдать законы государства
  • - заботиться о родителях
  • - уважать права других людей
  • - уважать традиции и культурные ценности белорусского народа и других народов
  • - овладевать знаниями и готовиться к самостоятельной трудовой деятельности
  • - бережно относиться к окружающей среде.

Игра «Право или обязанность».

Группам даются карточки, которые нужно разделить на 2 группы («право», «обязанность») и прикрепить к доске.

  • Жить в семье.
  • Помогать родителям.
  • Получать образование.
  • Старательно учиться.
  • Получать медицинскую помощь.
  • Иметь достаточное количество воды и пищи.
  • Беречь природу.
  • Играть с другими детьми.
  • Соблюдать законы государства.
  • Иметь своё имя.
  • Уважать права других людей.

Ситуации на тему «Права и обязанности»

  1. Мама:«Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!»

Сын: «А я имею право на отдых и досуг. Я привык отдыхать с громкой музыкой!» Помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.

 

  1. Учитель:«Дима, ты сегодня дежурный. Вытри, пожалуйста доску и полей цветы»

Дима: «Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией о правах ребенка запрещено насилие над детьми!» Объясните, пожалуйста Диме, в чем он не прав.

  1. Учитель:«Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете биологии!»

Иванов: «А что здесь такого? Я имею право на занятие своим любимым делом – рисованием!» Кто разъяснит Иванову его права и обязанности?

 

  1. Учитель: «Петров, ты почему на математике бегал по классу?»

Петров: «Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!»

Правильно ли рассуждает Петров?

 

  1. «Сынок, а почему ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил?»

Сын: «Потому что Организация Объединенных Наций запрещает использовать труд детей!» Вот такой борец за права ребенка! Может быть он прав?

 

  1. «На перемене два учащихся находились в кабинете. Один из них катался на учительском стуле и сломал его. Учащиеся договорились никому ничего не говорить. Учитель не нашел виновного и наказывает весь класс.»

Как вы считаете, правильно ли поступил учитель? Правильно ли поступили учащиеся? Какие права были нарушены? Как должен был отреагировать класс?

Рефлексия.

Кластер «Что такое Конституция?» создаётся на доске.

Зная свои права, никогда не забывайте, что другие люди тоже имеют такие же права, следуйте этим правилам в своей повседневной жизни, но помните, что у людей помимо прав и свобод есть еще и обязанности. Мы сегодня с вами расширили представление о Конституции Республики Беларусь и государстве в целом. Хочется, чтобы это осталось у вас в памяти. И надеюсь, вы всегда будете следовать не только Конституции Республики Беларусь, но и золотому правилу Дейла Карнеги: «Поступай с друзьями так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой».«Не из страха, но из чувства долга должно воздерживаться от дурных поступков»  Демокрит.