Профориентация

Основы выбора

«Если корабль не знает, к какой пристани он держит путь,
для него ни один ветер не будет попутным»

Сенека

 

В нашей жизни не так много ситуаций, когда приходится совершать глобальный выбор, влияющий на всю дальнейшую судьбу. По большому счету их два:

  • выбор любимого человека, с которым предстоит жить;
  • выбор будущего дела, благодаря которому можно зарабатывать деньги на достойное существование – выбор профессии.

С первым можно не спешить (80% браков, заключенных до 20 лет распадаются). А вот второй приходится делать еще в школе.

Можно продолжить обучение, а можно пойти работать. Что лучше?

Наверное, первый вариант. Так как для выпускников 9 или11 классов есть весьма скромный диапазон профессий, которые они могут освоить сразу. Значит, школой дело не ограничится. Нужно идти учиться дальше. Кто-то воспринимает это как пугающую необходимость, а кто-то как начало нового интересного пути. Вот и стоит вопрос, куда пойти учиться?

 

  Сколько существует в мире профессий?

Попробуйте дома выполнить такой тест. Напишите все профессии, которые вы знаете. Какой получится список? 20-30 профессий – это обычный результат, 50 – уже неплохо.

В «Международном стандарте классификаций профессий» (оказывается есть такой документ) описаны 9333 профессии.

В России и Беларуси есть и свои справочники. Например, ЕТКС («Единый тарифно-квалификационный справочник») – туда включено около 7000 профессий. Есть даже такие экзотические, как «заточник карандашей, стержней и палочек».

В среднем по размерам городке, таком как наш, человек может выбирать из примерно 700 профессий. В крупном мегаполисе – из 2000-3000.

Сколько из этого числа профессий можешь назвать ты? ( Наверное, 2-3%.)

Так что же выбирать, если толком не знаешь из чего?

Откуда взять информацию?

Существуют специальные книги о мире профессий, справочники для поступающих в ВУЗы, ССУЗы. Очень хорошо пообщаться с представителями разных профессий, сходить на экскурсию на заводы, фабрики, посмотреть работу в учреждениях, офисах. И нельзя исключать из этого списка СМИ, Интернет.

 

     Что такое успешный выбор профессии?

Это когда совпадут три «В»:

Влечение – желание выполнять конкретную работу, увлеченность.

Возможность – это способности именно к этой работе, соответствие особенностей личности, здоровья.

Востребованность – потребность общества в таких работниках.

Когда эти три «В» совпадают, человек доволен своим делом, оно у него получается, и он всем очень нужен.

 

     На что ориентируются школьники, выбирая профессию:

  1. На саму профессию («Хочу быть врачом!»). Из таких получаются лучшие специалисты. Хорошо, если выбор осознанный.
  2. На уровень образования («Хочу иметь только высшее образование!»). Это путь неспециалиста, посредственности в своей профессии.
  3. На конкретное учебное заведение. Само обучение в престижном вузе еще не служит гарантией получения качественного образования – важнее твои собственные способности, трудолюбие, желание учиться и работать. По данным анкетирования будущих психологов в одном из вузов, ¼ видели себя хоть как-то связанными с психологией. Остальные ¾ пришли учиться для личного развития или из соображения престижа, а работать собрались где-то еще.

 

  Какие бывают ошибки в выборе профессии?

  1. Когда профессия отождествляется со школьным предметом.

Нравится история – буду историком. Но такой профессии нет. Есть преподаватели истории, работники архива, музея, экскурсоводы, археологи, научные сотрудники в НИИ истории. Так что тебе нравится?

  1. Ориентация на мнение случайных людей.

А мы все так любим давать советы. Верить можно только профессионалу или специалисту, который специально изучал мир профессий и принципы выбора, например, психологу-профконсультанту.

  1. Выбор профессии по внешнему впечатлению о ней.

Это лишь вершина «айсберга». Например, профессия спортсмена. Победа на соревновании, призы спонсоров, слава – это триумф, это миг, а к нему ведет тяжелый труд. 10% жизни спортсмена – это соревнования, а 90% - тренировки.

  1. Выбор профессии «за компанию».

Профессия обычно больше подходит инициатору выбора, а компаньон – мучается. Это связано с неуверенностью в себе и неумением взять ответственность на себя.

  1. Недостаточный учет своих способностей.

Хотя  литературный пример «Моцарт и Сальери» исторически неточен, однако описанная ситуация противоречия упорства и таланта встречается довольно часто. В конце концов, успех – это способности, помноженные на усилия. Чем больше способностей, тем меньше усилия нужно приложить для достижения успеха.

  1. Перенос отношения к человеку на отношение к его профессии.

Бывает, что профессия начинает нравиться потому, что ею обладает человек, который тебе симпатичен.

  1. Выбор из престижности.

Например, экономист и юрист. Слово «престижность» происходит от латинского «praestigium» - обозначает «иллюзия», «обман чувств». Мода меняется быстро. В 60-70-е были модны космонавты, физики – ядерщики, в 90-е пришла мода на банкиров и брокеров. Сейчас в списке престижных дизайнеры, логистики, магистры бизнес-администрирования.

  1. Выбор вопреки, назло чему- или кому-либо.

«Говорят, что я петь не умею, а я назло всем 6 раз на «Фабрику звезд» ходил».

  1. Игнорирование медицинских противопоказаний.

Надо прислушиваться к мнению врачей, а иначе, можно окончательно испортить здоровье себе, или навредить окружающим.

  1. Отсутствие запасных вариантов.

Можно провалить экзамены в вуз и отчаяться. А можно закончить колледж и поступить сразу на 3 курс вуза. А можно пойти учиться в ПТУ и получить рабочую профессию, которая пригодится в жизни, пока ты будешь получать высшее образование заочно. Путей много, только нужен четко продуманный план со множеством различных вариантов.

 

     О мотивах выбора профессии. Для чего я должен работать, что дает мне занятость:

  1. Деньги, уверенность в завтрашнем дне. А кроме этого:
  2. Возможность для реализации своего таланта, своих способностей.
  3. Чувство достоинства и значимости. Это делаю только я и я – ценен.
  4. На работе у нас рождается новый круг общения (сотрудники, клиенты).

  Кто востребован в Республике Беларусь. Прогнозы ученых на 2015 – 2025 годы.

  1. Врачи.
  2. Специалисты и рабочие в области строительства.
  3. Специалисты и рабочие в машиностроении, металлургии, литейном производстве.
  4. Специалисты и рабочие сельского хозяйства.
  5. Специалисты в сфере информационных технологий.
  6. Специалисты рыночной экономики: бизнес-администраторы, логистики, менеджеры, маркетологи.
  7. Специалисты в сфере физкультуры и спорта.
  8. Работники химической промышленности.
  9. Экологи.

  Уместно ли понятие невостребованные специалисты?

Ученые считают, что не будут востребованы учителя, воспитатели, экономисты, юристы, банковские служащие, секретари, неквалифицированные работники.

Не востребованы – это неправильное утверждение, правильнее сказать, в этих профессиях наибольшая конкуренция, рабочих мест меньше.

Значит надо быть лучшим, более квалифицированным, способным конкурировать с такими же лучшими.

А заработки у занятых юристов и экономистов не маленькие.