Новая методика обработки баллов ЦТ с 2019г.
08.04.2019С 2019 года результаты централизованного тестирования будут подсчитывать по новой методике. Об этом говорится на сайте Республиканского института контроля знаний. Теперь даже за частично верный ответ может быть начислен один балл, а итоговый результат будет зависеть не только от общей суммы набранных баллов, но и коэффициента, который определят во время проверки работ.
Прошлогодние результаты ЦТ рассчитывались и по прежней, и по новой методике, рассказывала на августовской пресс-конференции первый заместитель директора РИКЗ Наталья Вайтехович.
— В результатах модельной апробации мы увидели много плюсов. Вопрос находится в стадии решения.
Сегодня, как следует из информации на сайте РИКЗ, решение о переходе на новую систему подсчета принято.
Что изменится в методике расчета баллов ЦТ?
Во-первых, еще до начала централизованного тестирования абитуриент будет знать, сколько баллов он получит за верно выполненное задание. Например, по белорусскому языку за каждое задание из диапазона А1-А27 он сможет заработать два балла, по математике за задания из части А — по 1 баллу и т.д.
Во-вторых, подсчитывать результат выполнения теста будут в два этапа: сначала определят первичный балл, затем — итоговый тестовый.
Первичный балл — эта сумма баллов, которую абитуриент может набрать за верно выполненные задания.
Например, максимальный первичный балл по русскому и белорусскому языкам — 80, по физике и математике — 42, по химии, биологии, истории Беларуси, всемирной истории, географии, обществоведению — 62, по иностранному языку — 72.
Чтобы получить итоговый тестовый балл, первичный балл будет умножаться на коэффициент, который определят в процессе проверки других работ, — так на августовской конференции говорила Наталья Вайтехович. То есть итоговый результат будет отражать не абсолютный личный результат абитуриента, а то, как хорошо или плохо он выполнил тест по сравнению с другими абитуриентами.
Как именно будет определяться этот коэффициент, в РИКЗ уточнить не удалось.
В-третьих, с этого учебного года в задании с несколькими вариантами ответа, которое оценено в два «первичных» балла, можно допустить одну ошибку и получить хотя бы один балл.
Например, если в условии тестового задания есть пять вариантов ответа, из которых два или более являются верными, то два балла будут начислены за полностью правильный ответ, один балл — за одну допущенную ошибку, ноль баллов — если в ответе более одной ошибки или ответа нет вовсе.
Скажем, в задании А11 правильные ответы — 1,3, 5. Вы указали только «1 и 3» либо «1, 3, 4», то есть сделали одну ошибку. Но за задание вы все равно получите один балл. По старой методике «начислили» бы ноль.
То же касается и вопросов из части В. Например, если в строку нужно вписать ответ в виде сочетания букв и цифр А1Б2В3Г4, два балла вы получите за полностью правильную цепочку, один балл — за одну ошибку в ней.
Результаты по новой методике будут рассчитываться уже на ближайшем репетиционном тестировании.
По словам первого заместителя директора РИКЗ Натальи Вайтехович, новая система позволит сделать результаты ЦТ более прозрачными.
Уважаемые абитуриенты!
УО «Республиканский институт контроля знаний» информирует о проведении в период с 1 октября по 31 декабря 2018 года первого этапа репетиционного тестирования (РТ) по 15 учебным предметам за курс общего среднего образования с предоставлением решения заданий теста для выполнения работы над ошибками.
Участие в репетиционном тестировании позволит будущим абитуриентам максимально точно определить свой уровень знаний по учебным предметам на момент прохождения тестирования, уточнить свои слабые места в освоении различных разделов учебной программы, а также оценить свои знания в сравнении с другими абитуриентами.
Обращаем ваше внимание на то, что в целях соблюдения преемственности результатов репетиционного тестирования, проводимого УО «Республиканский институт контроля знаний» в 2018−2019 учебном году, и результатов централизованного тестирования 2019 года, которые будут рассчитаны с использованием новой методики подсчета тестового балла (в основу будет положен метод преобразования распределения частот первичных баллов к нормальному распределению ), результаты репетиционного тестирования будут рассчитываться следующим образом.
Подсчет результата выполнения теста репетиционного тестирования будет осуществляться в два этапа. Сначала будет определен первичный балл, набранный участником тестирования. После этого по результатам статистической обработки первичному баллу будет поставлен в соответствие тестовый балл на 100-балльной шкале, который и будет являться итоговым результатом.
Первичным баллом, набранным абитуриентом за выполнение теста, будет являться сумма оценок (баллов) за каждое верно (частично верно) выполненное им тестовое задание. Количество первичных баллов за верное (частично верное) выполнение тестовых заданий зависит от формы тестовых заданий и представлено в таблице (см. табл.).
Общая схема начисления первичных баллов за выполнение теста репетиционного тестирования может быть представлена следующим образом.
1) Задания с выбором одного правильного ответа.
В условии тестового задания предложены четыре или пять вариантов ответа, из которых только один является верным.
Задание считается выполненным верно, если участник тестирования выбрал и указал в бланке ответов правильный ответ.
Задания с выбором одного правильного ответа оцениваются в 0 или 1 первичный балл:
− 1 балл, если задание выполнено верно;
− 0 баллов, если указан неправильный ответ, или ответ не дан, или указано более одного ответа.
2) Задания с выбором двух и более правильных ответов.
В условии тестового задания предложены пять вариантов ответа, из которых два и более являются верными.
Задание считается выполненным верно, если участник тестирования выбрал и указал в бланке ответов только все правильные ответы.
Задания с выбором двух и более правильных ответов оцениваются в 0, 1 или 2 первичных балла:
− 2 балла, если задание выполнено верно;
− 1 балл, если при указании ответов допущена одна ошибка;
− 0 баллов, если при указании ответов допущено более одной ошибки или ответ не дан.
Ошибкой при указании ответов на задание с выбором двух и более правильных ответов считается:
− указание неверного ответа;
− неуказанный верный ответ.
В случае если дано более одного неверного ответа, не указано более одного верного ответа, а также дан хотя бы один неверный и одновременно не указан хотя бы один верный ответ, – задание признается выполненным неверно (допущено более одной ошибки).
3) Задания, предполагающие запись в бланк ответов краткого ответа (слово, словосочетание, последовательность цифр или целое число).
Задание, предполагающее запись в бланк ответов краткого ответа (слово, словосочетание, последовательность цифр или целое число) считается выполненным верно, если участник тестирования записал в бланк ответов правильный краткий ответ в соответствии с порядком заполнения бланка ответов, а также на языке и в форме, которые определяются условием тестового задания.
Задания, предполагающие запись в бланк ответов краткого ответа (слово, словосочетание, последовательность цифр или целое число) оцениваются в 0 и 2 первичных балла:
− 2 балла, если задание выполнено верно;
− 0 баллов, если указан неправильный ответ, или запись ответа не соответствует порядку заполнения бланка ответов или условию тестового задания, или ответ не дан.
4) Задания на установление соответствия, предполагающие запись в бланк ответов краткого ответа в виде сочетания букв и цифр.
Задание на установление соответствия, предполагающее запись в бланк ответов краткого ответа в виде сочетания букв и цифр, считается выполненным верно, если в бланке ответов указан правильный ответ в соответствии с порядком заполнения бланка ответов и инструкцией по выполнению данного тестового задания.
Задания на установление соответствия, предполагающие запись в бланк ответов краткого ответа в виде сочетания букв и цифр, оцениваются в 0, 1 или 2 балла:
− 2 балла, если задание выполнено верно;
− 1 балл, если при указании ответа допущена одна ошибка;
− 0 баллов, если при указании ответа допущено более одной ошибки, или запись ответа не соответствует порядку заполнения бланка ответов или условию тестового задания, или ответ не дан.
Ошибкой при указании ответа на задание на установление соответствия, предполагающее запись в бланк ответов краткого ответа в виде сочетания букв и цифр, считается одна неверно указанная цифра при соблюдении условий:
− количество символов в ответе соответствует инструкции по выполнению тестового задания;
− символы «А», «Б», «В», «Г», «Д» находятся соответственно на первой, третьей, пятой, седьмой, девятой позиции в ответе участника тестирования согласно инструкции по выполнению тестового задания.
В случае если в ответе участника тестирования не соблюдается хотя бы одно из условий, запись такого ответа признается не соответствующей условию тестового задания.
После определения первичных баллов, набранных участниками репетиционного тестирования, каждому возможному значению первичного балла в автоматическом режиме будет поставлен в соответствие тестовый балл на нормализованной шкале .
При этом значению первичного балла 0 будет поставлено в соответствие значение тестового балла 0. Максимально возможному значению первичного балла, которое сможет набрать участник тестирования, верно выполнивший все задания теста, будет поставлено в соответствие значение тестового балла 100.
Данная методика подсчета результатов тестирования является вот уже более ста лет наиболее широко используемой в развитых странах мира классической моделью оценки знаний при проведении различных видов тестирования.
Таким образом, по итогам статистической обработки участник тестирования получит итоговый тестовый балл, который будет являться результатом оценки его уровня знаний, отображаемой абсолютной величиной на выбранной шкале измерения.
Как следствие, дополнительным преимуществом новой методики является возможность абитуриентам оценить свой текущий уровень подготовки в сравнении с другими участниками тестирования. Это можно будет сделать следующим образом.
Допустим, после прохождения репетиционного тестирования тестовый балл абитуриента по математике равен 62.
Воспользуемся для наглядности программой MS Excel 2010. Установив курсор в свободную ячейку, выполним команду из меню «Формулы» − «Вставить функцию» − «Норм. расп.».
Далее в появившемся окне укажем исходные данные, как показано на рисунке.
Полученное значение 0,76… свидетельствует о том, что такой результат выполнения теста по математике выше либо равен результатам примерно 76 процентов участников тестирования, прошедших репетиционное тестирование в предыдущие годы (и, следовательно, 24 процента участников показали результат выше
62 баллов).
Таким образом, участие в репетиционном тестировании позволит абитуриенту не только определить имеющиеся пробелы в знаниях по учебному предмету, но также максимально точно оценить абсолютное значение уровня этих знаний, в том числе оценить свой текущий уровень подготовки в сравнении с другими участниками.
Таблица
№ п\п |
Учебный предмет |
Тестовые задания, часть А |
Тестовые задания, часть В |
Макс. первичн. балл |
|
||
1 |
Русский язык |
А1–А27, А29–А30 |
2 балла – верно; 1 балл – частично верно; 0 баллов – неверно |
В1–В6 |
2 балла – верно; 0 – неверно |
80 |
|
В7–В10 |
2 балла – верно; 1 балл – частично верно; 0 баллов – неверно |
||||||
А28 |
2 балла – верно; 0 баллов – неверно |
|
|||||
2 |
Белорусский язык |
А1–А27 |
2 балла – верно; 1 балл – частично верно; 0 баллов – неверно |
В1–В7 |
2 балла – верно; 0 – неверно |
80 |
|
А28–А30 |
2 балла – верно; 0 баллов – неверно |
В8–В10 |
2 балла – верно; 1 балл – частично верно; 0 баллов – неверно |
|
|||
3 |
Физика |
А1–А18 |
1 балл – верно; 0 баллов – неверно |
В1–В12 |
2 балла – верно; 0 баллов – неверно |
42 |
|
4 |
Математика |
А1–А18 |
1 балл – верно; 0 баллов – неверно |
В1 |
2 балла – верно; 1 балл – частично верно; 0 баллов – неверно |
42 |
|
В2–В12 |
2 балла – верно; 0 баллов – неверно |
|
|||||
5 |
Химия |
А1–А38 |
1 балл – верно; 0 баллов – неверно |
В1–В6, В9–В12 |
2 балла – верно; 0 баллов – неверно |
62 |
|
В7–В8 |
2 балла – верно; 1 балл – частично верно; 0 баллов – неверно |
|
|||||
6 |
Биология |
А1–А38 |
1 балл – верно; 0 баллов – неверно |
В1–В2, В4-В6, В8–В9, В12 |
2 балла – верно; 0 баллов – неверно |
62 |
|
В3, В7, В10–В11 |
2 балла – верно; 1 балл – частично верно; 0 баллов – неверно |
|
|||||
7 |
Иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский) |
А1–А48 |
1 балл – верно; 0 баллов – неверно |
В1–В12 |
2 балла – верно; 0 баллов – неверно |
72 |
|
8 |
История Беларуси |
А1–А38 |
1 балл – верно; 0 баллов – неверно |
В2–В3, В5,В7–В8, В10-В12 |
2 балла – верно; 0 баллов – неверно |
62 |
|
В1, В4, В6, В9 |
2 балла – верно; 1 балл – частично верно; 0 баллов – неверно |
|
|||||
9 |
Обществоведение |
А1–А38 |
1 балл – верно; 0 баллов – неверно |
В1–В9 |
2 балла – верно; 0 баллов – неверно |
62 |
|
В10–В12 |
2 балла – верно; 1 балл – частично верно; 0 баллов – неверно |
|
|||||
10 |
География |
А1–А38 |
1 балл – верно; 0 баллов – неверно |
В2, В4, В8, В11–В12 |
2 балла – верно; 0 баллов – неверно |
62 |
|
В1, В3, В5–В7, В9–В10 |
2 балла – верно; 1 балл – частично верно; 0 баллов – неверно |
|
|||||
11 |
Всемирная история (новейшее время) |
А1–А38 |
1 балл – верно; 0 баллов – неверно |
В1–В7, В10–В12 |
2 балла – верно; 0 баллов – неверно |
62 |
|
В8–В9 |
2 балла – верно; 1 балл – частично верно; 0 баллов – неверн |
|