Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Столинского райисполкома
Государственное учреждение образования
ХОРСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
Подготовила воспитатель ГПД
Лесько С.Ф.
Цель:
Развивать духовно-нравственные представления об общечеловеческих ценностях: вежливости, дружбе, доброте.
Задачи:
Содействовать вежливому общению детей с окружающими.
Стремиться научить детей употреблять в своей речи вежливые слова в различных ситуациях.
Воспитывать уважительное отношение к друзьям, учителям, одноклассникам.
Оборудование:
Карта путешествия, цветок Доброты, костюмы Буратино, Мальвины и Незнайки.
Ход мероприятия
Учитель: Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
‒Доброе утро!
И каждый становится
Добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро
Длится до вечера.
‒Добрый день, дорогие ребята и учителя! Здравствуйте! Сегодня у нас необычный день.
В этот день и в этот час я
Поведу с собою вас.
За полями, за горами есть
Волшебная страна,
В ней много разных испытаний
И чудес она полна.
Что же это за страна?
Нам предстоит узнать.
(Дети исполняют песню «Маленькая страна»)
В этой стране светло и ясно,
Правит там доброта.
Добрый волшебник наш учитель,
На помощь придет всегда.
В этой стране добрее станем,
И клятву я даю,
Что никогда мы не забудем
Вежливую страну!
Маленькая страна, вежливая страна.
Ты не найдешь ее на карте где она, где она?
Маленькая страна, вежливая страна,
А нам искать ее не нужно,
Вот она, вот она!
Учитель: Итак, мы будем путешествовать по Волшебной стране ‒ стране Вежливости и Доброты. Вот перед нами карта этой страны. Нас ждут приключения, а кое-где и испытания. А передвигаться по стране мы будем на воздушном шарике.
В вежливую страну попасть легко
‒ Не надо ехать далеко.
Зажмурь глаза и помечтай,
Теперь в ладоши хлопни так.
Один хлопок, ещё хлопок.
Мы прибыли! Открой глаза, дружок! (Воздушный шарик прикреплён на карте)
‒ Первая остановка на нашей карте
‒ «Море вежливости». Давайте послушаем стихотворение С. Я. Маршака «Ежели вы вежливы»
Ежели вы вежливы и к совести не глухи,
Вы место, без протеста уступите старухе.
Ежели вы вежливы в душе, а не для виду.
В троллейбус вы поможете взобраться инвалиду.
И ежели вы вежливы, то сидя на уроке,
Не будете с товарищем трещать, как две сороки.
И ежели вы вежливы, поможете вы маме.
И помощь ей предложите без просьбы, то есть сами.
И ежели вы вежливы, то в разговоре с тетей,
И с дедушкой, и с бабушкой вы их не перебьете.
И ежели вы вежливы, вы книжечку вернете,
В опрятном, не измазанном и целом переплете.
И ежели вы вежливы, тому, кто послабее,
Вы будете защитником пред сильным не робея.
‒ Ребята, мы только что переплыли через «Море вежливости», какие полезные советы вы узнали? (Выслушиваются ответы детей)
‒ Молодцы, тогда продолжим наше путешествие и отправимся на «Аллею приветствий».
‒ Послушайте стихотворение Кондратьева «Счастливый парус» про слова-приветствия.
Добрый день.
‒Добрый день! ‒ тебе сказали. ‒Добрый день! ‒ ответил ты.
Как две ниточки связали ‒ Теплоты и доброты.
Простите, я больше не буду Нечаянно бить посуду,
И взрослых перебивать,
И что обещал ‒ забывать,
Но если всё же забуду
‒ Простите, я больше не буду.
Здравствуйте.
‒Здравствуйте! ‒ ты скажешь человеку. ‒Здравствуй! ‒ улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.
Спасибо.
За что мы говорим «спасибо»? За все,что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы, Кому сказали? Сколько раз?
Эти слова все известны давно, Видишь, они и просты, и не новы Но я еще раз повторю все равно: Добрые люди, будьте здоровы!
Доброго пути.
Нам желают: « Доброго пути» Будет легче ехать и идти. Приведет, конечно, добрый путь Только к доброму чему-нибудь.
Пожалуйста.
Отменить, чтоли слово «пожалуйста»? Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без « пожалуйста»? Нам становится неуютно.
‒ Ну, вот мы с вами прошли и через «Аллею приветствий» и летим дальше. Перед нами остановка «Сказочных героев». Давайте посмотрим сценку с участием Мальвины и Буратино.
Мальвина: Здравствуйте, дети!
Буратино (бурчит себе под нос, стоит вполоборота к плакату): Здрасте!
Мальвина: Что ты такой невесёлый, Буратино?
Буратино: Невесёлый и всё. А тебе что от меня надо?
Мальвина (обидчиво): Почему ты мне так отвечаешь? Ведь я хочу узнать, что с тобой случилось. Может быть, тебе надо помочь?
Буратино: А что я тебе такого сказал?
Мальвина: Ничего особенного ты мне не сказал, но так ты со мной говоришь, что неприятно даже слушать и отвечать.
Буратино: Вот ещё, кто не хочет, пусть со мной не разговаривает! Мальвина: Буратино, что у тебя за тон?
Буратино: Обыкновенный. Ведь я никого не ругаю.
Мальвина: Я заметила, что ты часто говоришь таким тоном не только с ребятами, но даже и с Папой Карло.
Буратино: Подумаешь ‒ тон! Может быть, я иногда говорю немного громко и капризно, зато я хороший товарищ, весёлый, помогаю всем, люблю всех веселить. Только некоторые не понимают шуток. Вот, например, вчера иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как плюхнется на землю. Я, конечно, засмеялся и спросил его: "Ну, как посадка прошла?" А он обиделся и ушёл. И что плохого я сказал?
Мальвина (обращаясь к ребятам): Ребята, объясните Буратино, почему обиделся Пьеро. Почему ему неприятна "шутка" Буратино?
Буратино: А разве я один так разговариваю и шучу? Я учусь у ребят. Вон они как сами говорят. Есть такие, которые даже называют друг друга грубыми словами, дразнятся. А давайте не будем думать, кто хуже себя ведёт, мы просто станем все лучше. Хорошо я придумал?
Мальвина: Очень хорошо, Буратино. Надо всегда помнить, что от доброго слова у людей становится тепло на сердце, а от злого - дружба может разрушиться.
(В исполнении ребят звучит песня «Ты да я, дамы с тобой»)
Ты да я, да мы с тобой - 2р.
Здорово когда на свете есть друзья.
Если б жили все в одиночку,
То уже давно на кусочки
Развалилась бы, наверное, Земля - 2р.
Ты да я, да мы с тобой - 2р.
Землю обойдем, потом махнем на Марс.
Где-то у Оранжевой речки,
Там уже грустят человечки,
Оттого что слишком долго нету нас - 2р.
Ты да я, да мы с тобой - 2р.
Нас не разлучит ничто и никогда.
Даже если мы расстаемся,
Дружба все равно остается,
Дружба остаётся с нами навсегда.- 2р.
‒ Ребята, наш воздушный шарик приземлился на «Улице Частушек». Давайте послушаем весёлые частушки.
Делать людям всем добро,
Будем очень рады.
А сейчас мы вам споём,
Как делать не надо.
Мы от наших звезд эстрады
Ни на шаг не отстаем
Мы без всякой фонограммы
Лучше многих вам споем.
На «Культуре поведенья»
Учим вежливы слова,
А потом их забываем,
Чтоб не пухла голова!
Почему перед едою
Руки нужно часто мыть?
А Андрюша отвечает:
‒ Чтоб посуду не грязнить!
Старших может перебить,
Помешать беседе,
Ох, медвежливый какой
Одноклассник Петя!
Даже в Анин день рожденья
Коля по привычке
Аню вместо поздравленья
Дернул за косичку.
Вова очень умный парень
Все он сможет смастерить
Только «здравствуй» и «спасибо»
Не умеет говорить.
Саша с Ваней ‒ два спортсмена,
Новые рекорды бьют.
Бег на скорость в коридоре
Они каждый день сдают.
Мы веселые частушки
Вам исполнили сейчас.
О себе, о дружбе нашей
И о кое-ком из нас.
Физкультминутка.
(Дети танцуют под мелодию песни «Если с другом вышел в путь»)
‒ Ребята, мы немножко отдохнули и давайте продолжим наше путешествие по стране Вежливости и Доброты. Посмотрите, мы попали в «Тупик вредных советов». Жители этого тупика ‒ Незнайка и его друзья хотят проверить вашу смекалку. Они приготовили для вас вредные советы. Сейчас Незнайка прочитает эти советы, а вы подумайте и скажите, что в них неправильного.
Если ты пришел к знакомым, не здоровайся ни с кем,
Слов «пожалуйста», «спасибо» никому не говори.
Отвернись и на вопросы ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет про тебя, что ты болтун.
Если друг твой самый лучший
Поскользнулся и упал,
Покажи на друга пальцем
И хватайся за живот.
Девчонок надо никогда нигде не замечать.
И не давать проходу им нигде и никогда.
Им надо ножки подставлять, пугать из-за угла.
Если к папе или к маме тетя взрослая пришла,
И ведет какой-то важный и серьёзный разговор,
Нужно сзади незаметно к ней подкрасться,
А потом громко крикнуть прямо в ухо:
«Стой! Сдавайся! Руки вверх!»
‒Молодцы, ребята! Вы успешно преодолели «Тупик вредных советов», и мы продолжаем своё путешествие. Следующая остановка «Дворец извинений». Послушайте стихотворение Юсупова «Простите!»
Папа разбил
Драгоценную вазу
Бабушка с мамой
Нахмурились сразу.
Но папа нашелся:
Взглянул им в глаза
И робко и тихо
"Простите" сказал.
И мама молчит,
Улыбается даже.
‒Мы купим другую,
‒Есть лучше в продаже...
‒"Простите!" -
‒Казалось бы,
‒Что в нём такого?
А вот ведь какое
Чудесное слово!
‒Ребята, а вы знаете, почему папу так легко простили?
‒Как вы попросите прощения?
‒Послушайте внимательно стихотворение А. Антонова «Вежлив Витя или нет».
Малыша обидел Витя,
Но пред школою в строю
Витя просит: «Извините,
Я ошибку признаю».
На урок пришёл учитель,
Положил на стол журнал.
Следом Витя: «Извините,
Янемного опоздал».
Спор давно ведётся в классе:
Вежлив Витя или нет?
Разберитесь в споре нашем
И скажите нам ответ.
‒Ну, а как вы считаете?
‒Вежлив Витя или нет?
(Ответы детей)
‒Ребята, я думаю, что во "Дворце извинений" вы научились как правильно себя вести и извиняться в случае необходимости. Поэтому продолжаем путешествовать дальше. Наш воздушный шар приземлился на необитаемом Острове"Подумай-ка". Чтобы выбраться с этого острова, нам нужно преодолеть несколько препятствий.
Игра "Вежливо ‒ невежливо".
‒Если я читаю о вежливом поступке ‒ вы хлопаете в ладоши. Когда я читаю о невежливом поступке ‒ вы топаете ногами. Начнем.
Поздороваться при встрече?
Толкнуть и не извиниться?
Помочь поднять упавшую вещь?
Не снять шапку, когда заходишь в школу?
Говорить "Спасибо" за подарок?
Громко разговаривать?
Перебивать во время разговора?
Обозвать обидным словом соседа?
Извиниться за вынужденное опоздание?
Уйти и не попрощаться?
Помогать родителям?
Не уступить место старшим в автобусе?
Бегать по коридорам, сбивая всех с ног?
Игра "Не ошибись, пожалуйста"
‒Ябуду давать вам задания, но выполнять их надо только тогда, когда я назову "волшебное слово".
Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки!
Будьте добры, похлопайте в ладоши!
Потопайте.
Попрыгайте, пожалуйста.
Руки вперед.
‒ Пожалуйста, добавьте строчки волшебными словами:
Растает даже ледяная глыба от слова тёплого ... /спасибо/. Зазеленеет старый пень, когда услышит ... /добрый день/. Если больше есть не в силах, скажем маме мы ... / спасибо/. Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь ... /здравствуйте/.
Когда нас бранят за шалости, говорим ... /простите, пожалуйста/.
И во Франции и в Дании всем, прощаясь, говорят... /до свидания/.
‒ Молодцы, ребята. Вы успешно преодолели препятствия на Острове "Подумай-ка", и мы двигаемся дальше. Следующая станция ‒ "Остановка Доброты".Послушайте стихи о доброте.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя.
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!
Добрым быть совсем, совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта - не пряник, не конфета.
Если доброта, как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
(на мелодию песни «Голубой вагон») Добрыми должны ребята быть всегда, Доброта ведь это не порок.
И хотя мы ссоримся по пустякам,
Доброту мы взяли на урок.
Припев: Скатертью, скатертью доброта стелется
И упирается прямо в небосклон.
Каждому, каждому в доброе верится,
Доброму и чуткому делаем поклон /2р.
‒ Ребята, посмотрите, доброта ‒ это сказочный цветок, который может расцвести в душе каждого из нас от хороших дел и поступков. Давайте прочитаем слова на его лепестках. (Добро, добросердечный, добродушный, добросовестный, добропорядочный, добронравный, доброжелательный, доброта, добродетель)
‒ В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце ‒ доброта. Добрый человек это тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек всегда пользуется волшебными словами. А вы пользуетесь волшебными словами? Напишите каждый на своём лепестке одно или несколько волшебных слов, и пусть в нашем классе расцветут цветки Вежливости.
‒ На прощание, ребята, я хочу вам пожелать:
Чтоб вы вежливыми были,
Слов волшебных не забыли,
Чтобы добрыми словами
Говорили вы с друзьями.
Настаўнік малодшых класаў
Цандо Н.Ст.
Дзяржаўная ўстанова адукацыі “Хорская сярэдняя школа”
Класная гадзіна ў 1А класе
“Прырода-наш дом. “Добры” і “ дрэнны” гаспадар у ім”
Падрыхтавала і правяла
настаўнік I ступені
агульнай сярэдняй адукацыі
Цандо Н.Ст.
адукацыя: вышэйшая
стаж: 21 год
катэгорыя: 2
Люты 2015
Прырода-наш дом. “Дрэнны” і “добры” гаспадар у ім.
Мэты:-пазнаёміць вучняў з разнастайнасцю прыроды;
-разгледзець узаемасувязь у прыродзе і значэнне прыроды
для чалавека;
-выхоўваць беражлівыя адносіны да прыроды.
Ход : 1.Арганізацыйны момант .
-Даскажыце слова і вы даведаецеся тэму нашага занятка.
Паглядзі,мой мілы сябар,
Што знаходзіцца вакол?
Неба блакітнае,
Сонца свеціць залацістае,
Вецер лісцем гуляе,
Хмаркі ў небе праплываюць.
Поле,рэчка і трава
Горы , лісце і вада,
Птушкі ,звяры і лясы
Чалавек і пара года-
Гэта ўсё вакол …(прырода).
-тэма нашага занятка - “Прырода-наш дом.”Дрэнны” і “добры” гаспадар у ім”.Сёння мы паразмаўляем пра разнастайнасць прыроды і яе значэнне для чалавека;вызначым ,як мы гаспадарым у сваім доме.
2. Работа па тэме “Разнастайнасць прыроды і яе класіфікацыя”
-Што такое прырода?(Усё,што знаходзіцца вакол нас і не зроблена рукамі чалавека.)
На дошцы малюнкі аб’ектаў прыроды: дождж ,камень , воўк ,ліса , цэгла , заяц , ружа, клён , парта ,кніга ,воблака.
-На якія дзве групы можна падзяліць аб’екты прыроды? ( Жывая і нежывая прырода.)
З серыі малюнкаў патрэбна выбраць па групам прадметы жывой і нежывой прыроды.
-Як адрозніць жывую прыроду ад нежывой? (Жывыя арганізмы дыхаюць,харчуюцца,растуць, развіваюцца,прыносяць патомства, паміраюць.)
Усё жывое вучоныя падзяляюць на вялікія царствы: царства раслін, царства жывёл, царства грыбоў.І гэта не ўсё. Ёсць яшчэ адно царства, у якім жывуць малюсенькія арганізмы,- гэта бактэрыі. Упершыню іх убачылі толькі тады , калі вынайшлі мікраскоп.
-Хто ведае , што гэта такое?
-Гэта дзіўны прыбор,які дазваляе павялічыць малюсенькія , нябачныя воку мікрачасцінкі, мікраарганізмы.
-Многія бактэрыі ў тысячу раз менш за пясчынкі.Бактэрыі- асобнае царства жывой прыроды.
3. Экалагічная паўза. Гульня “Жывое- нежывое”
-Калі слова з’яўляецца аб’ектам жывой прыроды – пакажыце, як ён рухаецца; а калі аб’ектам нежывой прыроды- стойце на месцы.
4.Пастаноўка і рашэнне праблемнага пытання.
-Якое месца займае у прыродзе чалавек? (Мы адносім яго да групы “жывая прырода”, чалавек – частка прыроды.)
- А ці можам мы сказаць , што чалавек - гаспадар у прыродзе? Чаму?
Зараз мы паслухаем звяроў. Яны нам раскажуць , якім гаспадаром бывае чалавек у доме –прырода.
Інсцэніроўка казкі на экалагічны лад ( па матывах казкі С.Я.Маршака).
-Што б мы зрабілі б ,каб сустрэлі на сваім шляху такіх людзей пра якіх пачулі ў казцы? ( Мы навучылі б іх правілам ветлівасці з прыродай.)
Правілы ветлівасці.
1. Галінкі не ламайце, дрэвы не калечце , лісты не рвіце.
2.Старайцеся ў лесе не шумець, інакш лес спалохаецца, затаіцца, і вы не даведаецеся ні адной таямніцы.
3. Усе звяры патрэбныя. Кожны з іх робіць у прыродзе сваю карысную справу.
5.Паведамленне настаўніка “Ахова прыроды”
Гаспадарчая дзейнасць чалавека часта прыводзіць да забруджвання вады ,паветра, гіне жывая прырода, а гэта, уперш за ўсё , шкодзіць здароўю чалавека.
Прыроду патрэбна ахоўваць. “Ахоўваць прыроду- значыць ахоўваць Радзіму”,- так гаварыў рускі пісьменнік М.Прышвін.
6.Падвядзенне вынікаў.
Закончым наш занятак урыўкам з верша, які напісала вучаніца Святлана Пасхіна:
Природа-жизнь,
А человек в ней только кроха,
И если без согласья жить,
То кончится всё плохо.
Составил учитель русского языка
Терновая О.А.
Конкурс «Юные филологи, мы вас ищем…»
Задачи, оцениваемые в 3 балла
1. В какой паре слова не связаны между собой по смыслу так, как в остальных?
Варианты:
(А) эгоист — эгоизм; (Б) пессимист — пессимизм;
(В) органист — организм; (Г) импрессионист — импрессионизм;
(Д) во всех этих парах слова связаны между собой одинаково.
2. Кам (на удмуртском языке), енэ-сий (на древнененецком языке), миси-зииби (на языке индейцев оджибве), юкон (на языке индейцев гвичин) означает
Варианты:
(А) высокая гора; (Б) большая река; (В) густой лес;
(Г) родной язык; (Д) велосипед.
3. Сколько слов в следующем списке имеет один и тот же корень:
огораживать, завораживать, облагораживать, обезображивать, обескураживать?
Варианты:
(А) два; (Б) три; (В) четыре; (Г) пять;
(Д) в этом списке нет слов с одним и тем же корнем.
4. В каком слове пропущена не та буква, что в остальных?
Варианты:
(А) перехо...; (Б) пешехо...; (В) доброхо...; (Г) скорохо...;
(Д) во всех этих словах пропущена одна и та же буква.
5. Андрей разбил аквариум. Вова разбил витрину. Петя разбил палатку.
Миша разбил машину. Кто из них не испортил вещь?
Варианты:
(А) Андрей; (Б) Вова; (В) Петя; (Г) Миша; (Д) все четверо испортили.
6. Многоточие — это знак препинания, который представляет собой
Варианты:
(А) две точки; (Б) три точки; (В) четыре точки;
(Г) три или четыре точки; (Д) много точек.
7. Что можно принять, нести, передать, пробежать, выиграть?
Варианты:
(А) сообщение; (Б) вахту; (В) традицию; (Г) дистанцию; (Д) эстафету.
8. Слово антоним можно охарактеризовать как
Варианты:
(А) антоним к слову синоним; (Б) синоним к слову синоним;
(В) антоним к слову омоним; (Г) омоним к слову антоним;
(Д) синоним к слову омоним.
9. В каком из данных предложений, взятых из произведений конца XVIII — начала XIX века, подчёркнутая форма множественного числа существительного
соответствует современной литературной норме?
Варианты:
(А) Иногда, оставляя книгу, смотрел он на синее пространство Волги,
на белые парусы судов и лодок... (Н. М. Карамзин)
(Б) Окны во флигеле были загорожены деревянною решёткою.
(А. С. Пушкин)
(В) Мелькают замки, церкви, крестьянские домы. (В. А. Жуковский)
(Г) Несколько троек, наполненных разбойниками, … приезжали в сёлы.
(А. С. Пушкин)
(Д) Пётр с тамошними купцами заключил договоры, между прочим о
продаже табака. (А. С. Пушкин)
10. Первоначально буквальный смысл слова восхитить был ‘схватить и
унести ...’.
Варианты:
(А) вверх; (Б) вниз; (В) сюда; (Г) отсюда; (Д) в разные стороны.
Задачи, оцениваемые в 4 балла
11. Сколько дробей можно описать выражением тысяча сто шестьдесят
девятых?
Варианты:
(А) ни одной; (Б) одну; (В) две; (Г) три; (Д) четыре.
12. Свет отключился в два часа ночи. Электроснабжение не удалось восстановить и к утреннему ... .
Варианты:
(А) часу пик; (Б) час пику; (В) час пик; (Г) часу пика; (Д) час пику.
13. Какое из данных слов содержит приставку обо-?
Варианты:
(А) обоюдный; (Б) оборот; (В) обогрев; (Г) оболочка; (Д) обочина.
14. Майор быстро с_____нтировался и двинулся в нужном ему направлении
(А. Азольский). Заполните пропуск.
Варианты:
(А) оре; (Б) ори; (В) ооре; (Г) оорие; (Д) орие.
15. Даны пары строк из поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри». В каком примере
рифмующиеся слова стоят в одном падеже?
Варианты:
(А) Про волю дикую степей, / Про лёгких, бешеных коней...
(Б) Она скользила меж камней, / Смеясь неловкости своей.
(В) Моя кружилась голова; / Я стал влезать на дерева...
(Г) Ты видишь на груди моей / Следы глубокие когтей...
(Д) Всё это смутной чередой / Вдруг пробегало предо мной.
16. Некогда в Италии бытовало поверье, что одна из психических болезней вызывается укусом паука, а вылечить её можно танцем. Как назывался этот танец?
Варианты:
(А) сарабанда; (Б) сальса; (В) кадриль;
(Г) тарантелла; (Д) сальтарелло.
17. В одной статье в Интернете читаем:
Свою задачу мы видим в том, чтобы выпускать принципиально новые устройства небольшими, но постоянно усовершенствованными партиями.
А как правильно было бы закончить эту фразу?
Варианты:
(А) постоянно усовершенствующими партиями;
(Б) постоянно совершенствующими партиями;
(В) постоянно усовершенствуемыми партиями;
(Г) постоянно совершенствуемыми партиями;
(Д) постоянно усовершенствовавшимися партиями.
18. Между какими согласными не может проходить граница корня и суффикса?
Варианты:
(А) дн; (Б) лн; (В) нн; (Г) сн; (Д) тн.
19. Выполняя домашнее задание, Миша составил пять пар слов. Учитель, однако, сказал, что одну пару Миша подобрал неправильно. Какую?
Варианты:
(А) считать — счёт; (Б) отсчитать — отсчёт;
(В) пересчитать — пересчёт; (Г) подсчитать — подсчёт;
(Д) просчитать — просчёт.
20. Учитель попросил Федю привести четыре примера устойчивых выражений. Какой из приведённых Федей примеров учителю не придётся исправлять?
Варианты:
(А) Был да всплыл. (Б) Хоть кол на голове чеши. (В) В душе не чаял.
(Г) В коем-то веке. (Д) Учителю придётся исправить все выражения (А)–(Г).
Задачи, оцениваемые в 5 баллов
21. Даны обозначения действий и инструментов для их выполнения. В какой из пар соотношение между её членами не совсем такое, как в других парах?
Варианты:
(А) рубить — топор; (Б) резать — нож; (В) стрелять — ружьё;
(Г) чистить — щётка; (Д) копать — лопата.
22. В стихотворении Г. Р. Державина «Колесница» упоминаются ра_бруенные Буцефалы. А как следует писать слово ра_бруенный в соответствии с современными орфографическими правилами?
Варианты:
(А) через з; (Б) через с; (В) через зз; (Г) через сс; (Д) через зс.
23. У какого из этих слов основа в древности оканчивалась звуком р, впоследствии исчезнувшим?
Варианты:
(А) дом; (Б) друг; (В) дуб; (Г) пест; (Д) ступа.
24. Какие из слов: слово, дело, тело — в древнерусском языке склонялись так же, как слово чудо, сохранившее и сейчас прежние особенности в склонении?
Варианты:
(А) слово и дело; (Б) слово и тело; (В) дело и тело;
(Г) только слово; (Д) все три слова.
25. Какое слово образовано не тем способом, что остальные?
Варианты:
(А) новорождённый; (Б) вперёдсмотрящий;
(В) умалишённый; (Г) сейчас; (Д) сегодня.
26. Несгораемый, неиссякаемый, несмолкаемый, … .
Варианты:
(А) незабываемый; (Б) неисчерпаемый; (В) неувядаемый;
(Г) несгибаемый; (Д) нескрываемый.
27. Какая профессия по-словенски называется tajnik?
Варианты:
(А) полицейский; (Б) таможенник; (В) банкир; (Г) секретарь; (Д) врач.
28. Подавляющее большинство слов на -итель подчиняется некоторому общему правилу, исключений из которого очень мало. Одно из них - редкое слово движитель («Он движитель систем планетных, // Малейших и больших - равно нам неприметных», - писал поэт А. Х. Востоков).
Найдите ещё одно.
Варианты:
(А) делитель; (Б) множитель; (В) наполнитель;
(Г) нарушитель; (Д) служитель.
29. Большинство астероидов движется вокруг Солнца против часовой стрелки. Одним из исключений является астероид, который называется...
Варианты:
(А) Диадема; (Б) Диалекта; (В) Диоретса; (Г) Диабата; (Д) Диомея.
30. Даны глагольные формы языка хинди - одного из государственных
языков Индии - и их переводы на русский язык:
bona - сеять, boya - сеявший, khoda - копавший, khodi - копавшая,
khodna - копать, mana- признававший, paya - находивший,
roi - плакавшая.
Переведите на хинди: сеявшая, находить, плакавший, признавать.
(Примечание. Чёрточка над гласной обозначает долготу.)
(А) boi, pana, roya, manna; (Б) boyi, pana, roa, mana;
(В) boi, pana, roa, manna; (Г) boyi, payna, roya, manna;
(Д) boyi, panna, roa, mana.
Составил учитель русского языка Терновая Ольга Александровна
Путешествие в Страну Электричества
Устный журнал
Цели: способствовать усвоению учащимися знаний об экономии электроэнергии; познакомить с методами энергосбережения на примере энергосберегающих ламп и др.; развивать умение прислушиваться к полезным советам по энергосбережению; на примере сказки учить экономить электроэнергию.
Оборудование: костюмы людей из будущего, люминесцентные лампы и лампы накаливания, трафареты, листы бумаги, тематические декорации.
Ход мероприятия:
Входят дети и читают стихи:
Мы сегодня очень рады
Всех на празднике встречать!
Всех гостей, учителей
Рады в классе привечать!
Всех знакомых, незнакомых,
И серьёзных , и весёлых,
С первого и по четвёртый класс
Всех мы рады видеть вас!
Сегодня здесь будет особый урок,
Всем детям и взрослым полезный.
Объём наших знаний велик и широк,
Мы это докажем железно.
Учитель:
-И начнём мы свой праздник с выполнения необычного задания, на первый взгляд совсем не относящегося к теме нашего устного журнала. Прошу 3 желающих подойти к доске. Вам необходимо по трафарету обвести фигуру лампочки. (Выполняется задание)
Учитель:
-Молодцы! Хорошо получилось! Но одинаково ли вы все расположили трафарет? Я специально не сказала ничего об экономии бумаги. Любой материал нужно использовать экономно! Сегодня мы постараемся убедить вас в необходимости экономии тех благ, без которых наша жизнь в современном мире была бы невозможна!
Какой же праздник без чудес! Я приглашаю вас в сказку!
( Инсценировка сказки)
Самая нужная вещь.
А. Исаакян
Жил некогда в одной из чудесных стран Востока справедливый и мудрый царь. И было у него три сына. Но вот царь состарился и решил передать свое царство тому из сыновей, кто окажется самым способным для этого нелегкого дела. Призвал он сыновей и говорит:
— Дорогие мои сыновья! Вы видите, что отец ваш уже стар и не может больше править страной. Я давно бы отрекся от трона, если бы только исполнилась моя заветная мечта, что никак не дает мне покоя. Вот я и надумал: тот из вас, кто сумеет исполнить мою мечту, станет править царством.
— Пусть здравствует наш дорогой отец, воля его священна для нас! Что же это за мечта, исполнить которую не смог наш мудрый родитель?
— Видите вон то огромное, вместительное хранилище, построенное мною уже давно? Я мечтал заполнить его тем, что самое нужное на свете, что принесло бы счастье всему моему народу. Хранилище пока пустует. И тот из вас, кто заполнит его самой нужной на свете вещью, пусть унаследует трон. Возьмите из моих сокровищ сколько чего пожелаете и отправляйтесь каждый сам по себе из города в город, из страны в страну, отыщите самую нужную вещь и заполните мое хранилище. Даю вам сроку три раза по сорок дней.
Сыновья поцеловали руку отца и пустились в путь. Три раза по сорок дней ходили и ездили они из города в город, из страны в страну, навидались людей диковинных, насмотрелись обычаев неведомых и в назначенный день явились, предстали перед отцом.
— Добро пожаловать, дорогие мои сыновья! Ну и как, нашли вы и доставили ту самую нужную на свете вещь?
— Да, нашли, дорогой наш отец! — отвечали царю сыновья. И отец тотчас повел их к двери хранилища. А там уже собрались все придворные и народу видимо-невидимо. Царь отворил дверь и подозвал старшего сына.
— Чем ты заполнишь это огромное хранилище, дорогой мой сын, какой такой самой нужной на свете вещью?
Старший сын вынул из кармана горсть зерна и, протягивая отцу, сказал:
— Хлебом заполню я это огромное хранилище, дорогой отец! Что в целом мире нужнее, чем хлеб? Кто сможет прожить без хлеба? Много я постранствовал, многого навидался, ничего не нашел нужнее, чем хлеб! И тогда отец подозвал среднего сына.
— Чем ты заполнишь это огромное хранилище, дорогой мой сын, какой такой самой нужной на свете вещью?
Средний сын вынул из кармана горсть земли и, протягивая отцу, сказал:
— Землею заполню я это огромное хранилище, дорогой отец! Что в целом мире нужнее, чем земля? Без земли нет и хлеба! Кто может прожить без земли? Много я постранствовал, многого навидался, ничего не нашел нужнее, чем земля. Тогда отец подозвал младшего сына.
— Чем ты заполнишь это огромное хранилище, дорогой мой сын, какой такой самой нужной на свете вещью?
Младший сын при этих словах решительно переступил порог хранилища, вынул из кармана свечку и огниво, высек о кремень искру, запалил трут, а от него и свечку.
Все решили, что он хочет при свете свечи получше рассмотреть хранилище, увидеть, как оно велико.
— Ну, говори, сын, чем заполнишь? — с нетерпением в голосе снова спросил отец.
— Светом заполню я это огромное хранилище, мудрый отец, только светом! Много я постранствовал, многого навидался, ничего не нашел нужнее, чем свет. Свет — самое нужное в мире. Без света земля не уродит хлеба. Без света на земле не будет жизни. Много я стран обошел, многое повидал и понял: свет знания — самая нужная вещь. Только светом знания можно править миром.
— Молодец, мой сын! — обрадовался отец. — Ты по праву заслужил и трон и скипетр, потому что хочешь самого прекрасного, хочешь наполнить свое царство и души людей светом и знанием.
— Да здравствует наш молодой светоносный царь! — с воодушевлением воскликнули царевы слуги и весь народ.
Учитель:
-Как давно это было! А уже тогда люди понимали, что самое главное на Земле!
Мы с вами сегодня будем путешествовать по Стране Электричества. Помогать нам в этом будет Берегоша!
( Входит гном)
Берегоша – он таков:
Защитит от сквозняков
И теплом укроет дом,
Берегоша – добрый гном!
Я ужасно скромный
И очень экономный!
Немножечко болтливый ,
Но очень бережливый!
Свет, тепло, вода и газ
Просто так не льются,
И природой нам они
Даром не даются!
Среди множества проблем
В нашем поколении
Предстоит решить вопрос
Энергосбережения!
- Посмотрите, я пришёл к вам не с пустыми руками! У меня с собой – журнал!
( Открывает , знакомит с первой страницей)
Страница 1 « Знаете ли вы?»
( декорации – планета Земля через 300 лет, гибнущие растения, разрушенные здания)
- Ой, где это мы?
- Здравствуйте! Мы рады приветствовать вас в 2413 году!
-Что у вас случилось?
- Люди жили беспечно, растрачивали природные богатства напрасно! Вот результат!
- Мы спасём планету! Вернёмся в наше время и расскажем обо всём нашим людям!
- Возвращайтесь скорее! Научите детей бережно относиться к богатствам Земли!
Страница 2 « Что такое электричество?»
Страница 3 « Домашняя экономия»
Муз. страничка.
(Девочки исполняют частушки)
Страница 4 « Знакомство с Наки и Люми»
Учитель:
- А у нас ещё гости! Это Наки и Люми, они откроют следующую страничку нашего журнала.
( Девочки в шапочках лампочки накаливания и люминесцентной лампы кланяются ребятам)
Страница 5 « С уважением к энергосбережению»
Театральная страничка.
Постановка « Про бабку, про дедку, про внука Пашу и бесхозяйственность нашу»
На краю деревни
в маленькой избушке
Жили не тужили
старик со старушкой.
Жили – поживали
За большим забором,
Относились бережно
к электроприборам.
Утром печь топили,
свечку зажигали,
С Энергонадзором
в дружбе поживали.
Днём – на огороде,
вечером, скучая,
Чай с печеньем пили,
внука поджидали:
«Вот приедет внучек,
будет нам утеха!»
Дни летели быстро,
вот и внук приехал.
Обошёл деревню,
Сказал по-хозяйски:
«Милая бабуля,
уголок тут райский!
Очень свежий воздух,
Чудная природа,
Надо бы побольше
тут собрать народа.
Пусть приедут
Толя, Петя и Андрей,
Сразу вам с дедулей
станет веселей».
И пошло веселье
в маленькой избушке…
Бедный старичок
и бедная старушка!
Молока коровы больше не дают:
Каждый день стреляют
из петард салют.
Пенья птиц в деревне
Не слышит народ:
День и ночь играет
Там магнитофон,
Телевизор, плеер, радио поёт,
И мобильник тоже
спать всем не даёт.
Светится избушка,
Словно бы дворец …
Только наступил
Каникулам конец.
Уезжает в город
радостный народ,
А бабуле с дедом
скоро счёт придёт.
Счёт пришёл,
а там нулей –
Сколько у недели
Календарных дней.
Старикам придётся
счёт тот оплатить,
А потом не мешкая,
внука научить
Относиться с уважением
К энергосбережению!
Страница 6 «Полезные советы»
- А теперь наступило время для телепередачи « Об экономии»
Ведущий я – Берегоша.
* «Копейка рубль бережёт» - так говорят в народе. Чтобы воплотить свои мечты о летнем отдыхе на море, покупке новой норковой шубы, машины, нужно научиться искусству ведения домашнего хозяйства. Так навыки энергосбережения могут существенно пополнить семейный бюджет.
* Включайте освещение в комнате только с приходом сумерек. Эта мера позволяет снизить расходы на электричество примерно на 10%.
* Уходя надолго из квартиры выключайте все электроприборы (кроме холодильника), вынимая шнур из розетки. Не оставляйте телевизор, телефонный аппарат, работающий от сети в режиме ожидания. Это вам позволит сэкономить 5 – 7% электроэнергии.
* Своевременно размораживайте холодильник, пока толщина льда не достигла 10 мм, тогда его энергопотребление ещё долгое время будет оставаться на уровне нового прибора и принесёт экономию от 3 до 7% ежемесячно. Устанавливайте холодильник на значительном расстоянии от нагревательных элементов и в местах, не подвергшихся воздействию прямых солнечных лучей.
Обеспечьте вокруг холодильника свободное пространство не менее 1 – 2 см. Кладите в холодильник и в морозильную камеру только холодные продукты.
Обращайте внимание на плотность примыкания дверей к корпусу холодильника.
При частом открывании дверцы холодильника он тратит больше энергии на восстановление температуры.
* Выключайте электроприборы и освещение, если вы даже на 5 минут покидаете помещение.
* Замените обычные лампы накаливания энергосберегающими, которые потребляют в раз меньше электроэнергии, а служат в 6 – 10 раз дольше обычных.
* При пользовании электрокамином помните такую хитрость. Нагревательные элементы этого прибора по достижению своей максимальной температуры спустя некоторое время начинают, в прямом смысле, «жечь» электроэнергию впустую, неэффективно.
Чтобы этого не происходило, необходимо пользоваться этим прибором так: включив прибор, подождите, пока он прогреется до максимальной температуры. Затем дайте ему поработать 15 – 20 минут и выключите, вынув шнур из розетки. Спустя некоторое время, когда нагреватель остынет до состояния, когда его можно будет безболезненно потрогать ладонью, его можно включить заново. Пользуясь прибором таким образом, можно почти вдвое снизить собственное энергопотребление нагревателя, а также сэкономить 3 – 7% от общего расхода электроэнергии.
* Электроплиты являются самым энергоёмким потребителем электроэнергии. Годовое потребление плиты составляет 1200 – 1400 кВт. Для экономии электроэнергии при пользовании такими плитами своевременно производить смену неисправных конфорок. Для улучшения теплопередачи следует обеспечить плотный контакт с используемой для нагрева поверхностью, применять специальную посуду с широким дном. Готовить еду следует в посуде с закрытой крышкой.
* Используйте стиральную машину при полной загрузке.
* Устанавливайте автоматические выключатели.
* Размораживать курицу в СВЧ – печи удобно, но не экономно. Лучше её заранее вынуть из холодильника.
* Нагревать воды нужно ровно столько, сколько необходимо, чтобы не тратить энергию на нагрев лишней воды.
* Вовремя выключать горячую воду, ведь на её нагрев тратится лишняя энергия.
- Спасибо за внимание!
Учитель вместе со зрителями подводит итоги мероприятия
Исполняется песня
Дети поют “Гимн энергосбережению”
Бывайте здоровы,
Живите богато
Пусть будет всегда
У Вас светлая хата
Энергию строго
Вы всю берегите
Часы, киловаты
напрасно не жгите
Как зимней порою
Завоют метели,
Заклейте старательно
Окна и двери.
Пусть в ваших домах
Прозрачной струею
Бьют краны
С холодной и теплой водою
Гостей встречать
Всегда мы рады
Так помните наши
Простые наказы.